В 2021
году по рекомендациям Рособрнадзора итоговое собеседование могло проводиться
как в очном, так и в дистанционном формате с использованием
информационно-коммуникационных технологий. Решением Правительства региона в
Воронежской области выпускники 9-х классов проходили
испытание очно.
Образовательные
организации региона подготовились к сдаче устной проверки с соблюдением всех
требований Роспотребнадзора.
Третий год
итоговое собеседование проводится для девятиклассников как обязательное, его
успешная сдача является для них условием допуска к государственной итоговой
аттестации. Процедура сдачи понятна для педагогов и учеников.
Образовательные организации заранее организовали
несколько аудиторий, распределяя поток школьников по времени. В каждом кабинете
учитель-собеседник разговаривал с одним девятиклассником, а учитель-эксперт в
это время оценивал по специальной таблице его речевые умения. В течение всего
экзамена велась аудиозапись, фиксирующая ответы школьников.
«У
нас задействовано пять аудиторий. Устное собеседование в нашей школе сдают 91
ученик. В заранее подготовленных аудиториях дети ожидают своей очереди.
Педагоги-филологи выступают экспертами, а учителя начальной школы –
собеседниками. Учителя-словесники, ведущие у этого выпуска русский язык и
литературу, конечно, в экспертизе не участвуют в этом году. Детям комфортно,
так как они хорошо знают всех учителей», - прокомментировала
процедуру итогового собеседования директор Муниципального бюджетного
общеобразовательного учреждения «Лицей № 1» Струкова Ольга Егоровна.
Устное собеседование официально утверждено
с 2018 года приказом Минпросвещения и Рособрнадзора. Его задача – проверить
коммуникативные компетенции обучающихся IX классов: умение создавать
монологические высказывания на разные темы, принимать участие
в диалоге, выразительно читать текст вслух, пересказывать текст
с привлечением дополнительной информации.
Особого волнения ученики не чувствовали,
так как на уроках перед испытанием учителя-русисты знакомили их со всем заданиями
и проводили пробный экзамен за несколько дней до официальной сдачи.
«Я
не очень волновалась, так как педагоги хорошо нас подготовили, а руководство
школы создали дружелюбную атмосферу для сдачи экзаменов. За несколько дней до
итогового собеседования, мы сдавали пробный вариант, где познакомились
полностью со всеми особенностями испытания», - поделилась
своими впечатлениями ученица 9 класса лицея №1 Голикова Элина после выхода из аудитории.
И педагоги, и ученики сощлись в оценке
важности устного испытания. Все участники процедуры отметили, что
коммуникативные навыки – неотъемлемая часть будущего профильного образования.
«Цель
итогового собеседования – проверка качества речи подрастающего поколения,
словарного запаса и умения выражать свои мысли»,
– ученик 9 класса Гарбань Артем.
«Собеседование
нужно, чтобы проверить знания родного языка, навыков общения в официальной
обстановке», – ученица 9 класса Хлопцева Наталья.
«Сейчас
дети общаются в социальных сетях и навыки общения теряются. А устное
собеседование – способ вернуть их к нашему великому языку и настроить на
говорение», – учитель русского языка и литературы Каданцева
Наталья Александровна.
«Итоговое
собеседование – первый этап подготовки к сдаче Государственной итоговой
аттестации в 9 классе. Особой сложности в этом испытании я не вижу, так как
дети с начальной школы выступают на конференциях, встречах, защищают
исследовательские проекты и представляют лицей на олимпиадах. Со всеми
особенностями публичного выступления, суть которого коммуникация, они хорошо
знакомы», – директор МБОУ «Лицей №1» Струкова Ольга Егоровна.
Итоговое
собеседование девятиклассников прошло в штатном режиме. Об
удачном завершении первого испытания школьники узнают в течение пяти рабочих
дней. «Зачет» ученики получат при получении 10 и более баллов из максимальных
20.